пятница, 6 апреля 2018 г.

Викинг

Эссе на фильм "Викинг"

"Тебе нужно увидеть, чтобы поверить"

   Недавно мною был просмотрен "Викинг" -  исторический фильм российского кинорежиссера Андрея Юрьевича Кравчука, мировая премьера которого состоялась в начале 2017 года. Данная кинокартина примечательна тем, что над ее созданием работали более восьми лет (работа над ним началась осенью 2008 года, премьера состоялась в начале января 2017 года), а так же бюджетом "Викинга" - на его создание ушло более миллиарда рублей. 
Таким образом, фильм "Викинг" является одним из наиболее высокобюджетных кинокартин российского производства. Также следует отметить. что в основу сюжета фильма были взяты события, описанные в "Повести временных лет", как утверждают его создатели.
"Единственным первоисточником, которым мы пользовались - это "Повесть временных лет", - заявляет продюсер фильма "Викинг" Константин Эрнст.
  Безусловно, особое внимание я уделю сюжету исторического фильма и его отзывам и оценкам со стороны различных кинокритиков.
  Итак, главным героем одноименного фильма "Викинг" является Владимир Святославович - сын великого князя киевского Святослава Игоревича и ключницы Малуши, важнейший персонаж в отечественной истории, жестокий воин, внесший огромный вклад в объединение русских земель и сыгравший ключевую роль в принятии христианства на Руси. 
В данном кинокартине Владимир предстает перед нами в образе слабого, не умеющего и не способного управлять своими подчиненными, мягкого, лишенного логики и духовного стержня князя, не в состоянии командовать людьми, а уж тем более не способного управлять целым государством.
Начну по порядку. В самом начале сюжетной линии во время охоты на огромного тура неожиданным показалось следующее: использование в качестве оружия арбалет, который и стал причиной смерти лютого зверя. Углубившись в историю создания данного механизма, можно узнать. что свидетельство об арбалетах на Руси появились лишь в середине 13 века (около 1259 года). Исходя из того, что правление князя Владимира приходится на 978-1015 годы можно сделать вывод об историческом несоответствии.
Далее по сюжету, один из братьев Владимира Святославовича - Олег -  трагически погибает после охоты, свалившись в ров с остронаточенными деревянными колами. Ярополк, войска которого не смогли мирно поделить добычу с Олегом, обвиняет в смерти своего брата Свенельда - варяжского воеводу, соправителя Святослава Игоревича, который после смерти князя при Ярополке остался в большой силе.
"Смотри, - сказал ему Ярополк над трупом брата, - ты этого хотел", - восклицает Ярополк над остывающим телом Олега.
Отталкиваясь от исторических источников, можно выяснить. что после этого Свенельд больше не фигурирует в описании войны Владимира и Ярополка. И вот опять нас поджидает очередное историческое несоответствие с действительностью. 
В "Викинге" Свенельд, коварным образом избежавший казни, бежит к восемнадцатилетнему князю Владимиру, становится его приближенным, дает ему всевозможные наставления, а так же советует взять в жены Рогнеду Рогволодовну - дочь князя полоцкого Рогволода, которая на тот момент уже была объявлена невесткой Ярополка Святославовича.
Исходя из исторических материалов, а именно из летописного свода "Повесть временных лет", можно утверждать. что Владимир был руководим Добрыней - грозным воеводой и братом Малуши - который и посоветовал племяннику после победы, одержанной над Полоцк, "быть с ней (Рогнедой) перед отцом её и матерью". То есть по призыву Добрыни Владимир изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, после чего убил ее отца, мать и двух братьев.
То есть, Свенельд не оказывал влияния на Владимира и не являлся для него надежным соправителем, ведь исторически он никогда не принимал участия в походах и не захватывал города вместе с князем Владимиром, данная роль всецело принадлежала Добрыне. 
Более того, строки из "Повести временных лет" утверждают, что кроме Рогнеды, Владимир никого не пощадил, уничтожив всю ее семью. В "Викинге" же князь, проявив благородство и сострадание, оставляет в живых младшего сына Рогволода и Рогнеду соответственно. 
После захвата Полоцка между Владимиром и Свенельдом происходит диалог, в котором князь, вновь показывая свое великодушие, утверждает: "Мы идем на Киев с миром" . 
В свое время, великий русский поэт Николай Степанович Гумилев охарактеризовал князя Владимира, как "человека неглупого, хотя жестокого и беспринципного". Действительно,  многие реформы во время правления князя проводились насильственно, в том числе распространение грамотности и Крещение Руси.
"Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых" - утверждается в "Повести временных лет", 988 год.
"Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идет против меня", - сурово восклицал Владимир перед Крещением.
Данное проявленное великодушие в сторону младшего брата Рогнеды, родители которых пали от меча Владимира, явно не согласуется с методами правления данного князя, который прославился, в первую очередь, своими военными походами и суровыми реформами.
Следующее историческое несоответствие заметить сможет лишь тот, который отчасти был ознакомлен с историей Руси и ее князьями. После захвата Полоцка князь вместе со своей дружиной, именуемых друг друга "викингами" и никак иначе (термин "варяги" в данном фильме не был использован по неизвестным причинам, ведь его употребление было бы более уместнее в историческом фильме о Древней Руси) отправляется в Киев, дабы поговорить с Ярополком и "мирно" отомстить ему за убийство младшего сына Олега, обнаруживают город призрачно пустынным. Лишь бритые, грязные, находившиеся в глубоком неведении о том, что воду можно не только пить, но и мыться ее,  волхвы встречаются им на пути. 
Случайно на Днепре викинги встречают греческий корабль с беременной женой Ярополка — Ириной,которая пытается бежать на свою родину — в Византийскую империю, но становится заложницей Владимира. Именно с ириной далее будут связаны основные сюжетные события фильма.
Это она после смерти своего мужа Ярополка, убитого людьми, находившимися под управлением князя Владимира, по сюжету фильма, выдаст место расположения водопровода города Корсунь, перерубив который, тот падет изнемогая от жажды и будет вынужден сдаться Владимиру. 
Действительно, Ярополк был женат на некой гречанки, имя и биография которой до сих пор остается неразгаданными. В истории осталось безымянной. в фильме же она была условно названа Ириной. 
Во-первых, жену Ярополка, родом из Византии, князь Владимир захватил уже после убийства брата. В дальнейшем она стала наложницей Владимира. 
Кроме того, согласно летописи воевода Ярополка Блуд Ивещей, подкупленный Владимиром и вступивший с ним в сговор, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родень. Там Владимир заманил Ярополка на переговоры, в том время как Блуд запер дверь, дабы Ярополкова дружина не могла проникнуть в теремной дверей, а Владимир приказал двум варягам поднять «его мечами под пазухи», тем самым убив брата.
В фильме же смерть своего брата Ярополка Владимир принимает сложно, склоняясь над еще живым братом. крепко держа его за голову и нервно пытаясь заткнуть кровоточащие смертельные раны. Он явно сожалеет о потери Ярополка, нервно дыша и явно не осознавая смерти брата. Как князь, спланировавший убийство, может быть удивлен запланированной смертью? 
Далее по сюжету "Викинга" Владимир с помощью послания от Ирины берет Корсунь. 
В "Повести временных лет" на этот счет написаны следующие дивные строки: "И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: „Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока“. Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: „Если сбудется это, — сам крещусь!“. И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались." 
Тем самым мы вновь сталкиваемся с исторической аномалией в фильме "Викинг", в основу сюжета которого, по мнению создателей, была взята "Повесть временных лет".
Таким образом, запредельное количество исторических несоответствий в исторически- художественном фильме Андрея Кравчука "Викинг", тотальная хронологическая безграмотность и отсутствие логического сюжетного стержня делает данную кинокартину  оскорбительной для чувств думающих!

Комментариев нет:

Отправить комментарий